Tash Kholschevnikova (natalba) wrote,
Tash Kholschevnikova
natalba

Чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери.

В одну из наших многочисленных поездок мы добрались до Владимирской области.
В этот раз в наших планах было посетить Вязники и Гороховец.
Первая достопримечательность, встретившая нас в Вязниках, был Крестовоздвиженский храм,
отреставрированный, по-пасхальному яркий.

В церкви мы заходим не всегда, но эту надо было посетить обязательно, и не только потому,
что была пасхальная неделя и шла праздничная служба, а еще потому, что там храниться
знаменитая чудотворная икона.

Мы попали к концу службы и, когда прихожане разошлись, смогли рассмотреть эту святыню.






В июле 2011г в древнюю столицу Руси, г. Владимир, по благословению архиепископа Владимирского
и Суздальского Евлогия, доставили для поклонения чудотворную Вязниковскую
Казанскую икону Божией Матери.





Согласно летописям, образ Казанской Божьей Матери явился в 1623 г. в Вязниковской слободе
Ярополчской вол. Владимирского у. (с 1778 г. Вязники)

В списке XVII в. указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, которого авторы
агиографических исследований отождествляют с прп. Иоакимом - местночтимым в Суздале и Шуе
иноком Шартомского монастыря (ученик прп. Иринарха, затворника Борисоглебского († 13 янв. 1616).
Подвижник был известен современникам не только тем, что он был искусный изограф,
но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений.







«Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование Вязниковской иконы
состоялось в Казанской церкви слободы по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению
патриарха Филарета в октябре 1623 г. В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых
чудотворных Ее икон», изданной в 1898 г., говорится:
«В Вязниковском соборном храме Владимирской епархии хранится благодатная икона
Казанской Божией Матери. С этого времени икона эта признана чудотворною. Чудеса,
происходящие от иконы, записывались. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора
были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся.
Так, 13 октября 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион,
страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз
крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений
(отражены в вязниковской ред. сказания).

Уже с 1-й пол. XVII в. Вязниковская икона приобрела общерусскую известность.
В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил Царь Михаил Феодорович.
После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся
рядом теплой Никольской церкви, у царских врат.
В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм,
откуда он на зимний период возвращался в Никольскую церковь (ежегодный крестный ход,
приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875).

Вокруг г. Вязники крестный ход с Вязниковской иконой был учрежден в 1892 г. в память избавления
от эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником
- 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончании
поздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский,
через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления
жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г.




0_16923f_43552869_XXL.jpg


Вязниковская икона оставалась в Казанском соборе вплоть до 1929 г., когда Владимирский губ. исполком
вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей».
1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом,
иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей:
http://expertmus.livejournal.com/53948.html

Вязниковская икона была сохранена одной из прихожанок храма:
http://expertmus.livejournal.com/77898.html

В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках
Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время.







Наиболее раннее описание Вязниковской иконы относится к 1702 г. Икона находилась в створчатом киоте,
была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом,
короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом.
К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы,
приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 г. во время
проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пустынь).

По указу Владимирской духовной консистории от 27 ноября 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии
купца Н.И. Никитина были заново выполнены украшения на Вязниковскую икону:
серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями
(в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича).
Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму,
на широких полях которой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела,
святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами,
выше - изображение Три ипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений,
бывших от Вязниковской иконы. В библиотеке Казанского собора хранилась старинная рукопись,
на основании которой протоиереем Казанского собора Василием Орловым составлено
«Сказание о чудесах бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери», изданное в 1907 г.


При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих
и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано:
«серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет
на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».


Последнее описание Вязниковской иконы 1923 г. связано с заключением между верующими и
органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование
всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат;
указан ее размер (10×12 вершков).
В настоящее время Вязниковская икона (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа
перед алтарем в Крестовоздвиженской церкви. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в.,
закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы
московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин),
выполненным для другой иконы.






Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в.
в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю
(реставрирована, за исключением ликов, в 1904).
Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца -
жемчуг и драгоценные камни.
Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

http://rublev-museum.livejournal.com/188944.html
Tags: Храмы и монастыри, архитектура, весна, города, искусство, история, культура, монастыри и храмы, путешевствия, храмы, церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments